<< назад                 содержание                 вперед  >>

 

 

Последний отрезок

 

9 февраля 1981 года "Harvest"  выпустила пластинку Ника Мэйсона "Nick Mason's Fictitious Sports". В записи альбома активное участие принимала известная джазовая пианистка и композитор Карла Блей. Кроме нее участвовали Роберт Уайатт, гитарист Крис Спеддинг, басист Стив Суаллоу и многие другие музыканты.

 

В одном из последовавших интервью Ник признался: "Основания для слухов о распаде Pink Floyd имелись на протяжении всех последних семи лет. Лично меня никто не притеснял. Я абсолютно удовлетворен работой в группе, и был бы только рад, если бы мы могли больше гастролировать. Другое дело, что у нас уже нет общей цели. Мы стали надоедать друг другу, аэто всегда верный признак того, что пора расходиться. С The Beatles произошло то же самое. Хорошо еще. что у нас есть возможность работать самостоятельно. Конечно, игра в группе поддерживает, а успех помогает. Но иногда у меня появляется чувство, что дальше хода нет. Особенно сильно это ощущение захлестнуло меня после последнего турне"

.

...Роджер Уотерс тем временем прорабатывал с режиссером Аланом Паркером кинематографическую версию "The Wall". Главную роль в фильме исполнил певец панк-группы Boomtown Rats Боб Гелдоф. Премьера состоялась в мае 1982 года на Каннском кинофестивале, и фильм уже стоял особняком от Pink Floyd. Паркер, прославившийся такими картинами. как "Полуночный экспресс", "Слава" и "Багси Малюун", создал сугубо личностное произведение, хотя и сохранил при этом концепцию Уотерса. Фильм представляет собой, по сути, гигантский видеоклип, растянутый до полутора часов. Для Паркера - несомненная удача, для Pink Floyd же... да они практически и не имели к этому отношения.

 

Очередной альбом PF "The Final Cut" ("Последний отрезок") с подзаголовком "Реквием по послевоенной мечте" вышел 21 марта 1983 года. Никто бы не удивился, если бы вместо Pink Floyd на конверте стояло имя одного Роджера Уотерса. При всем уважении, которое, казалось бы, должна внушать тема -  бичевание прогнившего общества и песни антивоенной направленности - это на удивление скучная работа. Если и прошлые альбомы не особенно радовали оптимизмом, то здесь слушатель окончательно погружается во мрак безысходности. Оно и неплохо, в конце концов, трагедия - одна из форм душевного катарсиса, но не в случае с этим альбомом. Обозреватель New Musical Express Ричард Кук писал:

 

"ИЗ   СТЕНЫ  -  ПРЯМО  В   ВЫГРЕБНУЮ  ЯМУ

 

Еще один яркий талант на наших глазах разлетелся в куски. Хотя на конверте и написано Pink Floyd, на самом деле это личное послание Роджера Уотерса всем слушателям стремительно гниющей группы.

 

После привычного флойдовского самобичевания мы умиротворенно погружаемся в военную кровь и всеобщую тьму. Воспоминания Уотерса-старшего о военном прошлом перемежаются сентенциями нынешнего Уотерса-миллионера, разъезжающего по всему свету на нескольких "роллс-ройсах". Еще здесь есть эпизод грубо поломанной любви и, наконец, тихий апокалипсис. Если говорить о депрессии, то "Стена" по сравнению с "Последним отрезком" - просто школьная вечеринка в благоухающем саду. В панибратском жонглировании именами Роналда Рейгана, Маргарет Тэтчер, Леонида Брежнева не было бы ничего плохого, если бы за этим хоть что-то стояло. Но Роджер себя не утруждает, потому что уверен - бесчисленная армия консерваторов от рока, до сих пор балдеющая от Pink Floyd, и без того расхватает альбом. Какую бы чушь теперь ни выпустила группа, успех запрограммирован.

 

Теперь Уотерс навсегда заключен в самовозведенные стены, но какой бы ужасный крик из своего добровольного заточения он ни испустил, каждое его новое "послание" мирно уляжется пачками долларов рядом с остальными... "Последним отрезком" он просто разжевывает некоторые темы громоздкого предыдущего сюжета.

 

А Дэйв Гилмор по-прежнему бренчит на гитаре, и Ник Мэйсон грохочет за ударными. Ричард Райт, почувствовав, что делать ему здесь абсолютно нечего, вообще ушел из группы. Похоже, настала пора собраться с силами и распустить группу. Ведь уже всем ясно: под плаксивой истеричностью Уотерса скрывается просто старомодный рок-монстр и обыкновенный человек, которому в последнее время сильно не везет..."

 

Такого разгрома PF еще не доводилось испытывать. В конце концов, пластинка была не настолько плоха, но все складывалось один к одному - началась сильная полоса неудач. Нечего и говорить, что на этот раз - и впервые за всю историю группы - не последовало никакого концертного турне в поддержку альбома. Вместо этого они предпочли тихо разойтись и заняться собственными проектами.

 

Первым дал о себе знать Ник Мэйсон. Вместе с трубачом Майклом Мантлером он выпустил джазово-авангардную пластинку "Something There". Поскольку у музыки такого рода достаточно ограниченная аудитория, диск прошел практически незамеченным. Следом, уже в марте 1984 года, публика порадовалась второму альбому Гилмора "About Face". О предыдущем его диске уже мало кто вспоминал, а найти его можно лишь в грудах уцененных пластинок, "About Face" оказался значительно крепче своего предшественника: Дэвид продемонстрировал, что он далеко не беспомощен как композитор и по-прежнему хорошо играет на гитаре. Помимо Пита Таунсенда. написавшего слова к двум песням, на обложке указывались имена почетных гостей, помогавших Дэвиду: Роя Харпера, Стива Уинвуда, Джона Лорда... В основной состав, кроме самого Гилмора, вошли барабанщик Стив Поркаро,  басист Пино Палладино и клавишник Кен Кьюли. Ни одного из имен коллег по Pink Floyd на конверте не было...

 

Через пару месяцев вышла пластинка нового дуэта с загадочным названием Zee - "Identity", По сути, это была вторая  самостоятельная работа Рика Райта совместно с бывшим певцом группы "новой волны" Fashion Дэйвом Харрисом. Музыка не имела ничего общего ни с первым сольником Райта, ни с работами PF. "Identity" представлял собой любопытную, хотя и холодную электронную конструкцию в унылых традициях британского техно-попа. Впрочем, интерес публики был вызван не столько музыкой, сколько необычностью амплуа клавишникэ легендарных Pink Floyd.

 

Наконец петом 1984 года выходит соло-альбом самого Роджера Уотерса "The Pros And Cons Of Hitch-Hiking". После провала "The Final Cut" отношение к нему было весьма скептическим. Главная тема по своему масштабу явно уступала последним работам Роджера. Кстати, еще и поэтому она была в свое время забракована коллегами Роджера по PF. "The Pros And Cons Of Hitch-Hiking" ("За и против автостопа") - это пластинка о сомнительной романтике больших дорог и душевной депрессии "маленького человека", неожиданно для себя оказавшегося лицом к лицу с действительностью. Пресса отнеслась к пластинке равнодушно, хотя и отметила техническое совершенство качества звучания. Публика оказалась добрее - возможно, большую роль сыграло то, что на гитаре в новом составе Уотерса играл легендарный Эрик Клэптон,  да и имена других ветеранов - Рэя Купера, Энди Бауна, Энди Ньюмарка - были хорошей рекомендацией.

 

На этот раз тут же последовало большое турне (совместно с Эриком Клэптоном). Светошоу, спецэффекты, мультипликация Джералда Скарфа, песни Pink Floyd и новые уотерсовские...

 

...но самих Pink Floyd тогда уже не существовало. Когда в сентябре 1984 года Гилмор и Мэйсон предложили Роджеру обсудить будущее группы, он даж отказался с ними встретиться.

 

В начале 1985 года Роджер Уотерс официально обьявляет о своем выходе из Pink Floyd. Менеджер группы Стив О'Рурк, желая спасти положение, предлагает Уотерсу то же самое, что семнадцать лет назад Pink Floyd предлагали Сиду Баррету, - сохранить его имя в составе группы, а также отчислять все положенные гонорары. Но ответ, как и семнадцать лет назад, был отрицательным, более того, обиженный на коллег,  Роджер выступил против сохранения названия Pink Floyd... История, последовавшая за этим, очень печальна, но, к сожалению, достаточно типична для шоу-бизнеса.

 

"Об этом лучше бы вообще не писать, - говорит сегодня Питер Дженнер. -Такие истории происходят сплошь и рядом, и все они очень неприятны. Газетчики всячески это раздувают - мол, члены знаменитой группы выясняют свои отношения в суде. На самом деле к музыке это не имеет никакого отношения."

 

Обойдемся поэтому голыми фактами. Когда в сентябре 1986 года Гилмор и Мэйсон с помощью Боба Эзрина приступили к работе над следующим альбомом (рабочее название "Delusions Of Maturity"), это вызвало резкое раздражение Роджера. Он подает иск в суд. В заявлении, среди прочего, говорилось, что творческий потенциал группы, выпустившей в свое время "The Dark Side Of The Moon" и "The Wall", полностью исчерпан, и он, как основной автор, заявляет о недопустимости использования названия Pink Floyd в каких бы то ни было проектах.

 

Суд   вынес   определение   в   пользу   Уотерса,   но   Гилмор   и   Мэйсон   подали апелляцию.   Как   раз  в   эти  дни   Рик   Райт  обьявил   о  своей   готовности  принять участие   в  работе  над альбомом.

 

В начале 1987 года адвокаты Роджера Уотерса выступают с заявлением: "В период 1967 - 1983 гг. группой Pink Floyd было выпущено много успешных коммерческих альбомов. Роджер Уотерс был основным автором, продюсером, солистом и творческой силой ансамбля. Спор с остальными участниками довел дело до суда, который должен решить, за кем остается право называть себя Pink Floyd и использовать весь комплекс сценических эффектов, являющихся неотъемлемой частью концертной деятельности группы. Поскольку этот вопрос будет решен не ранее начала 1988 года, Роджер Уотерс, вопреки утверждениям прессы, заявляет, что не отказывается от своих претензий, равно как и не будет ни под каким видом ни выступать, ни записываться с Дэвидом Гилмором и Никласом Мэйсоном..."

 

Решение суда, однако, на этот раз было вынесено в пользу Гилмора и Мэйсона. Рик Райт no-прежнему оставался в  роли стороннего наблюдателя.

 

15 июня 1987 года вышел второй сольник Роджера Уотерса "Radio K.A.O.S.", над которым он работал весь последний год. Широкой общественности здесь был впервые официально представлен новый состав Уотерса Bleeding Heart Band. Как и прежде, сразу после выхода диска новая группа отправляется в большое турне. Оно началось в Европе, охватывало США и Японию и окончилось лишь к концу года в Австралии. Во время этого турне Роджер не только исполнял многие хиты Pink Floyd, но и использовал их "фирменные" сценические эффекты.

 

Тем временем 8 сентября выходит новый альбом Pink Floyd "Momentary Lapse Of Reason", который многие расценили как прямое посвящение Роджеру Уотерсу (подобно "Shine On You Crazy Diamond", адресованный в свое время Баррету). Основным автором выступил Дэвид Гилмор. В записи, кроме Гилмора, Мэйсона и Райта (указанного в качестве "гостя"), приняли участие Боб Ээрин (он же сопродюсер), Джон Кэрин, Пэт Леонард и Билл Пэйн - клавишные, Майкл Ландау - гитара, Тони Левин - бас, Джим Келтнер и Кармин Эппис -ударные. Кроме этого, были использованы расширенные группы медных духовых инструментов и вокальной поддержки.

В музыкальном отношении альбом ничуть не уступал лучшим сольным работам "флойдовцев" последних лет, был очень изобретательным, лаконичным и комплексным. Четкой концепции на этот раз не было,  предпочтение отдавалось самостоятельным и законченным композициям. 13 сентября грандиозным 3-часовым концертом в Монреале Pink Floyd начали свое очередное мировое турне.

 

 

<< назад                 содержание                 вперед  >>