LIVE IN TORONTO,
August 2002

Jethro Tull не меняются. Публика даже не хочет, чтобы мы менялись. Ведь когда вы идете на концерт The Rolling Stones, вы не ждете от них чего-то нового, вы идете слушать свою любимую музыку."
Из интервью Йена Андерсона, 1975 г.

Название Jethro Tull до сих по вызывает легкую дрожь в коленках у тех, кто рос и впитывал музыку в 70-х. Назвать группу культовой мало, она въелась в подкорку самим фактом своего существования. Безумный взгляд Йена Андерсона слился в восприятии масс с временами эпатажной, но всегда интеллигентной музыкой – как правило, ровной по качеству, без особых скачков и падений, но изобретательной и узнаваемой. Откровенно плохих альбомов в обширной дискографии JT немного, как, впрочем,  немного и 100%-хороших. И, конечно, личность самого Андерсона, который уже 40 лет, используя все те же трюки, неизменно собирает полные залы, остается в центре внимания.

На самом деле, гигантские концертные залы и истерия фанов никогда не были свойственны JT. Более чем обеспеченный человек (собственное рыболоведческое хозяйство), мистер Андерсон сегодня в состоянии позволить себе выступать где и когда захочется лично ему, не особенно заботясь о зарплате. В Израиле, например, они играли в небольшом зале человек на 500, а вслед за этим – чуть ли не на Уэмбли, и это нормальная практика. Их поклонники, как правило, неэкзальтированные личности, музыкально довольно подкованные, и это понятно - чтобы вникать в до сих пор довольно психоделичную музыку JT, недостаточно пары-другой глубоких затяжек. В сознании масс JT ассоциируются с легкой архаикой британского фолка, круто замешанного на британском же блюзе 60-х, виртуозной флейте маэстро, его же скрипучим голосом и несколькими незабываемыми риффами, уже несколько десятилетий кочующими из концертов в альбомы. И хорошо, ибо, как сказано Самим – "поклонники не хотят от своих любимых групп ничего нового". Спорно, но применительно к работе JT последних 30 с лишнем лет, довольно убедительно: за исключением неизбежных студийных трюков, появившихся за это время, их музыка практически не претерпела никаких изменений. Критики, как правило, к JT довольно благосклонны по той же причине – никто давно уже не ждет от них новых Aqualung или Minstrel In The Gallery. Тем приятнее маленькие радости, полученные поклонниками от весьма качественных в творческом отношении недавних альбомов Roots To Branches и Dot Com. Особой внутренней дрожи эти диски у меня не вызвали, но были прослушаны несколько раз безо всякого напряжения, и парочка риффов и мелодий до сих пор крутятся в голове. И главное – старина Андерсон по-прежнему глубоко уважаем во всем, что он делает (особенно когда удается забыть его вопиюще провальный сольник Into The Light – единственный серьезный облом в 35-летней карьере), даже когда просто играет на флейте в сопровождении оркестра, что вообще-то, в контексте вскормившего его рок-н-ролла 60-х, довольно нудно...

Знающие люди, не раз выдевшие группу на концертах, заранее предупредили меня, что звук у JT, как правило, неважный, голос у Йена Андерсона, и раньше-то не блиставший обертонами, с годами сильно ослаб , и особое внимание на концерте уделено флейте. Именно так и оказалось. Когда, сопровождаемые овациями, музыканты вышли на сцену, и Андерсон, принимая восторженный прием как должное, невозмутимо заиграл Aqualung и тут же запел, звуковой баланс между флейтой и голосом был вопиющ. Флейта звучала божественно, голоса практически не было слышно вообще. Буквально физически накатила паника бедолаг-звукорежиссеров, лихорадочно крутивших настройки – через пару минут звуковая картинка выровнялась, хотя сравнение с параллельно звучащим в голове треком с одноименного альбома было явно не в пользу оригинала, стоящего в данную минуту в 20 метрах передо мной.

Jethro Tull не выступали в Торонто уже лет пять. Для группы такого масштаба, пользующейся столь теплой поддержкой канадцев, это довольно много. Судя по публике, большинство присутствующих знакомы с трюками нестареющего прикольщика давным-давно, так что многочисленные словесные интермедии Андерсона, едва шуршащие в микрофон (по этой причине, а также в виду подчеркнуто валлийско-шотландско-и-Бог-его-знает-какого-еще акцента с раскатистыми "ррррр" ни на одно слово мною не понятые), встречали бурную ответную реакцию собравшихся.

Человек, декларировавший 30 лет назад, что кто-то уже "слишком стар для рок-н-ролла, но слишком молод, чтобы умирать", явно скорректировал свою концепцию. Понятно, что в своем нынешнем статусе мистер Андерсона уже не порхает по сцене, как накачанная кислотой балерина, но одну ногу он пару раз довольно удачно поджимал (левая ступня к правой коленке – кто-нибудь вспомнит другой столь же легендарный силуэт?!), глаза выкатывал и руками размахивал – все как настоящее! темперамент с годами явно не уменьшился. С первых же минут знаменитая Андерсонова флейта буквально потрясла. Конечно, мы все знаем, что он хороший флейтист, но чтобы настолько?! Говорили, что стараниями своей семьи Андерсон до сих пор по несколько часов в день упорно занимается на флейте и, должен сказать – да, это слышно! Звук изумительный, техника безукоризненная, общая звуковая канва – лишь фон для этой Королевы инструментов!

                                                                       

Состав сопровождавшей группы (по большому счету, who cares, впрочем?!) – Эндрю Гиддингс на клавишных, Джонатан Нойс – бас, Доун Перри за барабанами и на гитаре – ура! – неизменный ветеран Мартин Барр. Этого вполне хватило, чтобы заполнить почти полтора часа непрерывного шоу.

        Были исполнены:

1. Living in the Past
2. Cross - Eyed Mary
3. Roots to Branches
4. Thick as a Brick
5. Hunt By Numbers
6. Elegy
7. Water Carrier
8. New Day Yesterday
9. Empty Café (соло Мартина Барра)
10. Bouree
11. Budapest
12. Mayhem Maybe
13. Passion Jig
14. Aqualung
15. Locomotive Breath ("на бис")
16. Cheerio ("на бис")

За некоторым исключением материал был хорошо известный. Сознательно обхожу стороной отдельные номера, равно как и воздерживаюсь на этот раз от подробного описания шоу. Скажу только, что знаменитые воздушные шары в количестве двух штук, побалансировав ими сперва на собственной голове, Йен в зал вбросил. Это одна из его главных фенек, и наверняка он ее повторит в Москве и Питере. Думается, на российских концертах трек-лист будет состоять из большего количества старых хитов. Хотелось бы думать также, что соло – при всем уважении к ним - Гиддингса и Барра будут покороче, а текстовых интермедий Андерсона не будет вообще. Российские фаны, ждущие мессира Андерсона уже лет 30, это заслужили.

Картинки, традиционно - с концерта, не судите строго.

                                                    

                                                    

 

домой