Во времена былинные, когда слова "перестройка и гласность" еще были модными, а портреты генсека Горбачева украшали обложки мировых журналов, Пол Маккартни выступил с инициативой - издать свой очередной альбом эксклюзивно в тогда еще Советском Союзе. Выпуску пластинки "Снова в СССР" предшествовало несколько PR-акций, в числе которых - первый в истории нашей тогда еще общей страны прямой радио-эфир/hotline с живой легендой. Ниже предлагается стенограмма этого эфира в том виде, в каком она была опубликована весной 1989 года в журнале "Англия". Я сознательно оставил этот материал без редакторских правок, как свидетельство ушедшей эпохи.

Enjoy!

             

      

    БИТЛ ВЫХОДИТ В ЭФИР

Бывший член ансамбля Битлз Пол Макартни стал первой non-звездой, принявшей участие в прямой трансляции передачи, в которой слушатели в Советском Союзе задавали ему нопросы по телефону. Двадцать шестого января Пол появился и эфнре перед советскими слушателями поп-музыки в еженедельной передаче Русской службы Би-би-сн Бабушкин сундук вместе с ведущим этой программы Сэмом Джоунзом.

Передача эта вышла в эфир после того, как появился новый альбом Пола, который он записал исключительно для СССР. Каков заголовок диска? Ну конечно же "Снова в СССР". Здесь мы публикуем несколько сокращенный вариант этого события для тех, кто пропустил программу или кому хотелось бы иметь сувенир на память об этой передаче.

                                                       

(Звучит песня Снова в СССР)

Сэм Джоунз: Привет, Пол. Добро пожаловать на передачу Бабушкин сундук.

Первый звонок от Вячеслава Кокова из Минска.

ВК. Мой вопрос такой: Пол, будь любезен, скажи пожалуйста, кто из звезд рок-н-ролла 50-х годов оказал наибольшее влияние на тебя?

Пол: Окей, И так, привет, Минск! Наибольшее влияние на меня оказали Элвис Пресли, Литл Ричард и Бади Холи. Я выучился петь немного как Элвис; иногда пел немного как Литл Ричард, и я люблю Бади Холи. Пожалуй, это три самых больших моих любимца,

Сэм: Следующий звонок от Саши Сажина из Ленинграда. Саше всего-навсего семь лет, и он хотел бы узнать, какая музыка нравилась тебе, Пол, когда тебе было семь лет.

Пол: Саша, когда мне было семь лет, то музыка, которая мне в основном тогда нравилась, была музыкой ия американских фильмов. Такие люди, как, например, Фрэд Астэр. Не думаю, чтобы Саша знал о нем. Однако, возможно, что твои мама с папой смогут рассказать тебе о нем. Он был прекрасный танцор и певец. Я также слушал британское радио: например, программу с человеком по имени Били Котон.

Сэм: Пластинка Пола, которую он записал специально для Советского Союза, называется Снова в СССР. Один из певцов 50-х годов, который повлиял на него, был Литл Ричард - Пол, представь, пожалуйста, песню.

Пол: Хорошо. Какую песню ты хочешь?

Сэм: Думаю, что "Люсиль".

Поя: Отлично. Это одна из моих любимых песен Литл Ричарда.

(Звучит песня "Люсиль")

Сэм: Следующий звонок от Владимира Ткача из города Сочи.

ВТ: Вот уже четверть века как Пол и Линда состоят в супружестве. Завидное постоянство. Что же это: творческий союз, основанный на любви, или простая человеческая привязанность?

Пол: Фактически 20 лет. Не думаю, что кто-то знает секрет счастливого брака. Это вопрос везения. Однако, мы проводим много времени вместе, у нас много всего общего: музыка и многое другое. Например, мы оба вегетарианцы. Знаете, мы просто любим друг друга. Счастливый брак объяснить очень трудно как ты это делаешь, Сэм?

                                                   

Сэм: Понятия не имею! Следующий вопрос от Вероники Гагариной из Москвы. Ей 13 лет, и она хотела бы знать, что тебе нравится больше: исполнять мучыку, которая тебе по душе, или музыку, которая популярна.

Пол: Ну, я думаю, что всегда стараешься исполнять музыку, которая по душе. И конечно надеешься, что она станет популярной. Мне кажется, что не следует исполнять музыку, в надеждс, что она станет популярной, если она самому тебе не нравится. Думаю, что слушатель всегда знает, когда его пытаются обмануть.

Сэм: Да, верно. Еще один звонок. Он от Андрея Барковского из города Фрунзе.

АБ: Будут ли новые песни звучать в этом году по телевидению? Работаете ли вы над новыми альбомами?

Пол: Да. После этого интервью я отправляюсь в студию, где мы заканчиваем несколько песен. В настоящий момент я микширую пластинку, которая, я надеюсь, выйдет в середине года. Так что сейчас я работаю над несколькими новыми песнями и надеюсь, что они понравятся тебе, Андрей.

АБ: Приедете ли вы в Советский Союз на гастроли?

Пол: Сейчас я создаю новый ансамбль, поэтому нам надо немного порепетировать и сперва выучить несколько несен. Но я надеюсь поехать на гастроли в этом году, и если это получится, то я был бы рад приехать в Советский Союз. Мне это давно хочется сделать. Другие музыканты ездят в Россию, и они исполняют Снова в СССР. Думаю, что пора и мне это сделать.

Сэм: Да уж пожалуй! Времена изменились. Я надеюсь, что впечатления от Битлз и Пола Макартни теперь будут более благоприятными, нежели в начале 60-х годов. Теперь Пол большое имя в СССР, но вчера все еще было по-другому. Я сказал вчера?

(Звучит песни вЕстердэй)

Сэм: Следующий звонок ия Казахстана от Нуржана Бейсембаева.

НБ: Добрый вечер, мистер Макартни Я слышал, что вы снова собираетесь создать Битлз. Джордж и Ринго согласились, и вы нашли человека, который почти как Джон. Так ли это? Как идут дела? И когда можно ожидать выход первого альбома? Мой второй вопрос: в конце 60-x годов ансамблю Битлз не позволили выступить в нашей стране. Не появилось ли у вас из-за этого негативное отношение к нам? Что вы сейчас думаете о нашей стране и людях?

Пол: Ну, сперва относительно создания Битлз опять. Думаю, что ты услышал неверную информацию. Время от времени кто-нибудь выдвигает эту теорию, но это было бы неимоверно трудно. Я имею в виду, что Джордж, Ринго и я смогли бы опять играть вместе, но найти замену Джону невозможно, ибо другого такого просто нет. Что касается второго вопроса. Появилось ли у нае негативное отношение? Нет. В то время большинство вещей между Советским Союзом и Западом были запрещены. Это касалось не только музыки. Мы предвидели такое отношение, и нас это не тревожило. Мы часто слышали, что молодежь слушала наши пластинки, что их интересовала наша музыка, так что я всегда был оптимистом в вопросе отношений между нашими странами. Вот почему я так счастлив принять участие в сегодняшней программе. Это своего рода компенсация! Это не оттолкнуло нас от русских. Мы вас любим. Ужасно!

(Звучит песни Фэтса Домино Эйнт зэт э шзйм [Какая досада]}

Сэм: Следующий вопрос от Ольги Львовой ич Курска. Ей 15 лет.

ОЛ: Что он думает о нашей современной молодежи, и что бы он пожелал?

Пол: Привет. Ольга! Ну, у меня у самого четверо детей. Я смотрю на них и думаю, что сегодняшняя молодежь замечательная. Кажется, что их интересуют все проблемы в мире. Их волнуют проблемы мира и экологии и все то, в чем мы все должны быть сейчас заинтересованы. Так что я их очень люблю. Конечно, невозможно поговорить о всех, но большинство молодых людей, которые я встречаю, прекрасны, в отличном настроении. Это дает мне надежду на будущее.

ОЛ: Пол и его друзья не были в Советском Союзе. Почему и как они написали песню "Снова в СССР"?

/7ол: Всть песня, которую написал Чак Бари. Она называется Снова в США. В этой песне он поет о том, как здорово в Америке. Так что наша песня, фактически, пародия на эту песню. Я использовал американские вещи, как, например, Бич Бойз с этой характерной американской манерой петь ву-ву-ву и создал песню, которая шучит по-американски. Однако, и изменил содержание: словно это русский, который возвращается домой. Эта песня просто показывает, как на самом деле люди похожи друг на друга. Мы никогда не думали об СССР в контексте рок-н-ролла, и нам показалось неплохой идеей написать об этом в песне.

Сэм: Следующий звонок от Рудольфа Выксеенша, если я правильно произнес эту фамилию, из города Риги в Латвии.

РВ: Пол, почему вы решили поддержать перестройку, что она лично для нас значит?

Пол: Ну, я не думаю, что у музыки и политики много общего, но когда я рос на

Западе, мы интересовались Россией. Мои родители, бывало, говорили мне: Мы вместе воевали, мы были союзниками в войне. Мы всегда смотрели на Советский Союз как на друга. Но потом вмешалась политика, и между нами возникла стена. Сейчас мне, и я уверен, что многим здесь кажется, что отношения становятся более теплыми. Россия становится более открытой, и мне хотелось бы сделать что-нибудь, чтобы оказать помощь. Я подумал, что поскольку все мои пластинки обычно выходят здесь или в Америке, а в Россию попадают позднее, было бы неплохо сделать наоборот. Дли меня важно, чтобы люди там узнали, что эдссь у них много друзей. В этом есть смысл?

                                                                   

(Изучит песня Уингз Бэнд он зэ ран)

Сэм: Следующий звонок у нас от Вячеслава Чернова из Казани.

ВЧ: Добрый вечер, Пол. Какие годы жизни были самые счастливые для тебя и почему?

Пол: Это трудный вопрос. Я думаю, что я более всего счастлив сейчас. Для меня большая радость видеть, как растет и взрослеет мои семья. Однако, заглядывая в прошлое, в те годы, когда Битлз стали пользоваться успехом, я вспоминаю, что это были чудесные, сумасшедшие, полные веселья годы, так что тот период в моей жизни был почти таким же счастливым.

ВЧ: Пол, что ты любишь делать больше: писать стихи или музыку?

Пол: Мне проще писать музыку, чем слова. Но сочинение песни может начаться и с того и с другого. У меня нет готовой схемы. Обычно сперва приходит музыка, и затем я подбираю для нее слова. Если везет, то и музыка и слова приходят вместе. Что касается песни Вчера, то я проснулся в одно прекрасное утро, и в голове у меня звучала эта мелодия. В течение недель я ходил и спрашивал всех, что это за мелодия, и знают ли они ее. Я думал, что я просто услышал ее когда-то давно. Но мне говорили: Нам эта мелодия нравится. Мы никогда не слышали се. Ты, должно быть, сочинил ее сам. В начале у этой песни не было слов, и оригинал звучал так: Скрэмблд эг, оу май бэйби, хау аи лав ё лэг [Яичница-болтушка, милая, как я люблю твою ножку]!

Сэм: Окей. Теперь Евгений Бычков из Алма-Аты.

ЕБ: Я ведущий республиканской рок-программы на радио. Не считает ли Пол Макартни, что музыка в 60-х годах была более жизненной и более энергичной, чем сейчас, потому что, судя по его пластинкам, он очень сентиментальный человек.

Пол: В 50-х и 60-х годах было очень много оригинальной новизны в музыке. Может быть в этом смысле музыка и была чуть лучше. Однако, и сегодня сочиняется много хорошей музыки. Мне нравится ансамбль У-2. Я, в основном, люблю группы, в которых действительно хорошие музыканты. Мне не очень-то нравится идея синтетической музыки, когда никто даже не потрудился появиться в студии. Они в последнюю минуту накладывают вокальную партию, и все это фактически играет машина. Но мне кажется, что и сейчас в мире поп-музыки происходит много интересного.

ЕБ: Ходят слухи, что в архивах И-Эм-Ай Рэкордз есть еще много неопубликованных песен Битлз.

Пол: Да, действительно есть несколько песен, но немного. Мы постарались закончить все, что мы начали делать и ничего не оставлять. Там есть одна хорошая песня, которую поет Джон. Она называется Лив май китн элоун [Оставь в покое моего котенка], которую еще не выпустили.

(Звучит песня Уилберта Хэрисона "Канзас-Сити")

Сэм: Окей, Женя Солянкин из Москвы. Твой вопрос к Полу.

ЖС: Пол, мы организовываем клуб поклонников Роллинг Стоунз и Битлз. Ты не мог бы нам помочь установить контакт с официальным клубом поклонников?

Сэм: Окей, Женя, напиши в Би-би-си, и мы свяжем тебя с клубами поклонников Пола Макартни и Роллинг Стоунз. Насколько я знаю, клуб поклонников Битлз был распущен. Следующий вопрос от Наташи Орловой из Киева. Ей 16 лет. Наташа, ты слышишь нас?

НО: Да. Пол, я хотела у тебя спросить о твоей первой встрече с Джоном Ленноном. Как она произошла? Когда ты в первый раз увидел Джона?

Пол: Когда мне было около 14 лет, у меня был друг, который пригласил меня на деревенскую ярмарку, где играл Джон со своей группой Куоримэн. Это было в местечке Вултон в Ливерпуле. Сперва он мне не очень понравился, так как мне было только 14, а ему уже 16, и он был выпивши. Я подумал: "Что это за парень?" Однако, он казался очень приятным, и мы хорошо поладили. После этого они пригласили меня в свою группу. Так что мы встретились в Ливерпуле, когда мне было 14 лет.

Сэм: Следующий вопрос от Вити Степаненко из Новосибирска.

ВС: Я сам играю на гитаре в группе, которая называется Верхняя зона. Пол, что на ваш взгляд самое важное в творчестве таких начинающих групп?

Пол: Я думаю, что самое важное это много играть все время; играть столько, сколько можно. А если ыы пишете музыку, то не бросайте это. Мы с Джоном написали около 30 песен, до того как у нас получилось что-то путное. Если бы мы бросили все на 29-й песне, то вероятно, что Битлз никогда не появились бы. Так что, играй, учись своему ремеслу и не отступай, приятель!

Сэм: Следующий звонок из Минска от Владимира Клюйко.

ВК: У тебя с Джоном Ленноном было много конфликтов. Какова почва этих конфликтов?

Пол: Ну, мы вместе выросли и долгое время были друзьями. Однако к концу существования Битлз в наши отношения стали встревать вопросы бизнеса. У Битлз появился американский менеджер, и мне он не нравился. Так что мы стали спорить главным образом о делах. Что касается музыки, то мы прекрасно ладили, мы всегда были друзьями. В конце концов, именно деловые проблемы привели к распаду Битлз. Однажды Джон приехал и просто сказал, что он уходит.

Сэм: К сожалению это последний чвонок, который мы в состоянии принять. Рок-шоу Бабушкин сундук пора закрывать. Благодарю Пола и всех, кто принимал участие в этой программе.

Пол: Всего самого наилучшего. (Звучит песня Ши лавз ю, е, е, е /Она тебя любит])

                                                               

 

                                                                                                домой